Мурдасия. Часть1

Автор: serpiter от 27-11-2011, 18:58, посмотрело: 11396

12

С.В. Трусов

Мурдасия

Часть 1

Мурдасы, заселив в 745 году обширные земли по Оке, Верховьям Дона, Северского Донца, Волги и Днепра перемешались с другими племенами. Часть восточных мурдасов, а также аров ассимилировали угры. Данный народ был известен в последующем, как мурома, мещера, эрзя, мокша и т.д. Часть мурдасов вошла в состав северян. Они также составили основу населения Муромского, Рязанского, Ростовского и Суздальского княжеств. Но основная масса мурдасов смешалась с колбягами и под именем вятичей продолжала ещё долгое время жить самостоятельно в лесных и лесостепных районах Центральной России.

Здесь в 930 году возникло собственное государство вятичей.

Я назвал это государство Мурдасией условно, так как никакого его официального названия в летописях не упомянуто.

Тем не менее, о народе мурдасов пишет не только булгарский летописец Гази-Барадж. О них упоминает ещё историк середины 6 века Иордан (морденс). О существовании государства мурдасов прямо пишет император Византии Константин Багрянородный (905 – 959 годы жизни) в своем труде «Об управлении империей». Приведу оба случая упоминания. Первый раз он говорит о государстве мурдасов, называя его Мордией, в рассказе о пачинакитах (печенегах), вторгшихся в Европу с востока в конце 9 века: «Пачинакия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании - на шесть дней, от Мордии - на Десять дней, от Росии - на один день, от Туркии - на четыре дня от Булгарии - на полдня, к Херсону она очень близка, а к Боспору еще ближе». Здесь: Узия – страна узов, торков, проживавших во времена Константина за Волгой рядом с хазарами, а также в пределах Хазарии; Туркия – страна мадьяр (угров, венгров) на Дунае. Печенеги во времена Константина Багрянородного кочевали от нижнего течения Дуная и до Дона. Во второй раз Константин Багрянородный упоминает Мордию, давая описание земель Восточной Европы: «За Боспором находится устье Меотидского озера, которое из-за [его] величины все именуют также морем. В это Меотидское море впадает много больших рек; к северной стороне от него - река Днепр, от которой росы продвигаются и в Черную Булгарию, и в Хазарию, и в Мордию». Черной Булгарией, или Кара-Булгаром вплоть до конца 9 века называли земли Восточной Европы, включающие все Северное Причерноморье, а также некоторые территории северокавказских степей и Прикубанья. Во второй половине 9 века, держава кара-булгар, в начале века завоевавшая независимость от хазар, распалась на части. Из нее выделилось, в частности, Киевское княжество. Дальнейшие события привели к миграции большей части этнических булгар во главе с Алмышем на Среднюю Волгу. В 10 веке кара-булгарских политических объединений на территории северочерноморских степей уже не существовало. Но на Кубани, и, в частности, на территории Тьмутараканского княжества продолжали жить булгары. Русы, как известно из арабских и прочих источников, в 9-10 веках, спускались по Днепру. Затем они огибали Крым и проходили через Тьмутаракань (Самкерц), где купцы русов платили таможенную пошлину хазарам. Далее они попадали в Дон, по которому поднимались до места, наиболее близкого к Волге, откуда совершали волок судов в эту реку. Другими словами, продвигаясь по Днепру в Черное море, русы (росы) традиционно двигались к Дону. Именно на этом пути они попадали к кара-булгарам Прикубанья и к хазарам, которые имели свою таможню в Тьмутаракани. На Дону они проходили ещё через один хазарский форпост – Белую Вежу (Саркел, Хин-Кала). После этого они могли продвигаться в Волжско-Каспийскую водную систему, либо двигаться вверх по Дону до территории Мордии. Данное упоминание Мордии Константином Багрянородным является важным свидетельством для локализации Мордии не только в Поочье, но и в верхнем течении Дона.

О государстве вятичей есть сведения в «Гази-Барадж тарихы». Прежде чем мы начнём разбирать данную информацию, спросим себя: «А разве было такое государство»? Почему молчат о нём русские летописи? Во-первых, почему они молчат, я уже объяснял. Во-вторых, те скудные сведения, которые есть в русских первоисточниках, тем не менее, позволяют чётко заявить: «Да, такое государство было».

 

Сведения русских первоисточников о Мурдасии.

Все летописные сведения о лесных массивах Центральной России до середины 13 века чётко определяют, что на этой территории жили в это время язычники вятичи. Об их язычестве Нестор говорит уже на первых страницах своей летописи. В тоже время Нестор называет вятичей славянским племенем, произошедшим от легендарного Вятко. Данная информация сразу даёт пищу для размышлений.

1. Если ещё в начале 12 века территория, на которой проживали вятичи, была языческой, то это однозначно говорит о том, что она не была подчинена князьям Киевской Руси.

2. В русских летописях вплоть до середины 12 века нет сведений о князьях династии Рюриковичей, которым бы подчинялись земли Мурдасии. Это также подтверждает мысль о том, что данная территория не входила в состав Киевской Руси.

На первый взгляд данным выводам противоречит информации ПВЛ о том, что вятичи платили дань Святославу Игоревичу и Владимиру Святославичу. Напомню отрывки летописи по этому поводу: «В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых… И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем»… В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил»(101).И дальше: «В год 6489 (981). В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал. В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир и победил их вторично»(102).

Вятичи, как мы знаем, занимали огромные территории. А речь в приведённых выше отрывках идёт о муромских вятичах. Именно Муром стал первым княжеством вятичей, вошедшим в состав Киевской Руси. При Святославе данной территорией правили собственные князья вятичей. Владимир же в 988 году посадил там своего сына Глеба. Владимиро-Суздальское княжество, так же во многом населённое вятичами, отошло к Киевской Руси во время похода Святослава на хазар (965 год). До этого, в отличие от муромской земли, подчинявшейся князьям вятичей, ростово-суздальские территории зависели от Волжской Булгарии.  Владимир посадил в 988 году в Ростове своего сына Бориса. То, что речь о дани с вятичей напрямую касается муромской земли, становится понятно не только после знакомства со сведениями «Гази-Барадж тарихы», но и дальнейшим замалчиванием русскими летописями информации о событиях, происходивших в Мурдасии. Напротив, события, происходившие в Муромском княжестве, в ПВЛ описаны в полной мере.

То, что вятичи (мы не будем к ним относить жителей рязанских, муромских и владимиро-суздальских земель) жили независимо от Киевской Руси, отметили ещё первые русские историки. Так, Карамзин данную территорию называет «страной вятичей».

Судя по сведениям этого историка, земля вятичей стала предметом дележа русских князей в тридцатые-сороковые годы 12 столетия. В частности он при описании княжеских междоусобиц 1140-1142 года констатировал: «Недовольные тем, что Великий Князь наградил  сына  Уделом  и  не  хотел отдать им ни Северского Новагорода, ни земли Вятичей, они вступили в  тесный союз  с  Князьями  Черниговскими,  сыновьями  Давида,  и  надеялись  оружием приобрести  себе  выгодные  Уделы»(103).

Далее, при описании событий 1147 года Карамзин опять дает повод говорить о том, что русские князья подели земли вятичей в это время: «Отчаянный Святослав  с верною дружиною и дикими Половцами ударил на врага;  разбил  его,  опустошил Карачев и немедленно удалился в сопредельную землю Вятичей, которая зависела от Черниговских Владетелей. Князья  Черниговские  выгнали   Святослава   из   Брянска, Козельска, Дедославля, но слыша, что Георгий прислал к нему 1000 Белозерских  латников, отступили к Чернигову.  Они  не  устыдились  всенародно  объявить  в  стране Вятичей, чтобы жители старались умертвить  Святослава  и  что  убийцы  будут  награждены его имением!»(104). Здесь: Святослав - князь Новгород-Северский Святослав Ольгович; Карачев - город на границе Новгород-Северского княжества с Мурдасией, в настоящее время город Брянской области; Дедославль - город вятичей. Академик Б.А.Рыбаков называл летописный Дедославль городом жрецов вятичей.

Также существование независимой от русских княжеств Мурдасии косвенно подтверждает древний  термин «залесье». Если мы посмотрим на карту русских княжеств 11 века, то увидим, что их территории огибали земли вятичей так, что Ростово-Суздальское княжество находится по отношению к Киеву за лесом, населённом вятичами. Именно поэтому среди южных славян Киевской Руси существовали термины «Залеская Русь» и «Залесье», обозначавшие территории Владимиро-Суздальской Руси. Данный термин нашёл отражение в названии древнего города Переславль-Залесского. Только не надо слушать некоторых исследователей, утверждающих, что леса Центральной России были дремучими и дикими и только поэтому руки русских князей не доходили до вятичей, «живших там в дикости». Муром от Киева был гораздо дальше юго-западных форпостов «страны вятичей», находившихся на северо-восточных границах Черниговщины (брянские леса уже были территорией Мурдасии). Тем не менее, Киевский князь Святослав Игоревич присоединил к своим землям именно Муром с его знаменитыми «муромскими лесами». Остальная же территория Мурдасии ещё полтора столетья оставалась самостоятельной. «Прямоезжей» дороги из Киева в Залесье до второй половины XII века не существовало. Из Киева в Ростов добирались, окольным маршрутом  через  водный днепровско-волжский путь с волоком на Валдае. А ведь вполне могли добираться водным путём из Днепра в Десну и далее по Оке. Им наверняка пользовались купцы, так как окский путь отмечен обилием кладов 9-12 веков. Но воины и должностные лица русских княжеств не могли просто так пересекать территорию чужого государства.

То, что территория вятичей была поделена русскими князьями только в середине 12 века, косвенно подтверждают и тексты о знаменитых христианских проповедниках, которые прославились своим миссионерством на землях вятичей. Первым христианским проповедником в Мурдасии был преподобный Кукша. Он проповедовал "слово божье" на территории современной Калужской и Орловской областей (на юго-западной окраине вятского государства, согласно летописным сведениям Кукша отправился к вятичам по Десне в 1113 году). В 1114 году он был зверски убит язычниками. Погребён Кукша в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому (умер в  1182 г.), писал о преподобном Кукше: "…я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном". Убит Кукша был возле Мценска (ныне город Орловской области) на месте, где он основал скит. Это говорит о том, что до этого времени никакой светской власти христианских русских князей в Мурдасии ещё не было, так как первого христианского проповедника убили ещё на границе «страны вятичей».

Информацию о государстве вятичей можно найти в «Поучении Владимира Мономаха». Рассказывая о своей жизни, Владимир Мономах (1053-19 мая1125) несколько раз упомянул «землю вятичей». Уже первый в своей жизни самостоятельный поход он совершил через Мурдасию: «А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску»(105). Дату этого предприятия установить трудно, но из дальнейшего рассказа становится ясно, что произошло оно в семидесятых годах 11 столетия. Далее князь сообщает: «А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму». Вот и вся информация о вятичах, которую нам сообщил знаменитый князь. Мало? Да. Но здесь сообщается о некоем правителе вятичей по имени Ходота, а также о городе Корьдне. Всё-таки это хоть что-то по сравнению с традиционным упорным молчанием о Мурдасии русских летописей. Данную информацию большинство исследователей интерпритирует как наказание Мономахом за какую-то провинность «деревенского населения» вятичей, старостой которого был Ходота. Не понимаю, каким «деревенским населением»? И где тут написано, что Ходота был старостой? Владимир Мономах пишет о своей воинской биографии: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». В «Поучении» князь вкратце поведал  нам о 41-ом своём походе, явно выделив наиболее памятные. Среди них мы найдём и знаменитые походы на половцев, и далёкие походы на чехов, и т.д. С чего бы это Владимиру Мономаху ставить себе в заслугу победу над крестьянами во главе со старостой деревни? Мало того, он этого «старосту» называет по имени. Думаю, что не пристало современным учёным  в таком свете комментировать собственноручную информацию великого князя, унижая его достоинство воителя. То, что Ходота был никаким не старостой, а князем вятичей Хаддадом, что его сына звали Кучка, а город Корьднь - это столица Мурдасии Коростень (Хорысдан, Хоросдан, Коросдан), можно узнать из булгарской летописи «Гази-Барадж тарихы».

 

Сведения булгарских первоисточников о Мурдасии.

После того как мурдасы расселились в 745 году на новых землях они жили отдельными племенами, занимая огромные пространства. В начале 9 века в южные районы данного региона пришли угры (моджары), изгнанные из Зауральских степей печенегами. Они поселились на берегах Быстрой Сосны. Гази-Барадж так описывает последующие события: «Моджары быстро распространили свою власть на мурдасов и сурских аров и, усилившись, стали вымещать свое раздражение на вероломных хазарах»(106). Когда они напали на столицу Хазарии Итиль, каган обратился к балтавару Кара-Булгара Чернояру (Караджару) с просьбой о помощи: «Так как моджары успели уже погромить любимую полевую ставку (батавыл) балтавара - Хорысдан и сделали небезопасной дорогу в Джалду, то Кан-Караджар охотно согласился. Его войско, состоявшее из кара-булгар и анчийцев, погромило моджарские владения на правом притоке Шира Миша - севернее Сасы-Идели - и дошло до Саин-Идели. Здесь балтавар разгромил селения мурдасов и для основательной расправы над врагами построил для себя город Кан»(107). Здесь: Хорысдан - Путивль; Джалда - Крым; Шир - Дон; Сасы-Идель - Быстрая Сосна; Миша - правый приток Дона Красивая Меча; Саин-Идель - Ока; Кан - Кан-Мурдас, город Муром.

Так возник на Оке город Муром. Произошло это незадолго до 815 года.

В 816 году воевода балтавара Светогора Вадим Храбрый присоединил к Кара-Булгару новгородские земли. Затем он нанял варягов и колбягов и с их помощью закрепил завоёванные земли. Вадим построил для западных славян Смоленск и Ростов. Тогда же, по сведениям Гази-Бараджа, часть варягов была поселена по Северной Двине. Видимо к этому времени следует отнести и строительство города Кулебаки близ Мурома. Другими словами, всё Верхнее Поволжье и муромская земля, где также расселились мурдасы, были с этого времени отделены от территории проживания основной массы вятичей. Удельным князем всех присоединённых к Кара-Булгару земель был назначен Вадим. В это время окрепший Кара-Булгар отказался платить хазарам дань, а затем в битве при Харькове разгромил войско кагана. Новый хакан Урус в 834 году подкупом склонил новгородских словен и часть варягов к восстанию. Гази-Барадж пишет, что восставшие вырезали верных Вадиму руссов и колбягов. Видимо тогда колбяги массово бежали на земли мурдасов, где в последующем смешались с ними. Далее, территория ростовской и муромской земель не раз переходила то под власть Хазарии, то под власть Кара-Булгара. Но это отдельная история. На жизни остальных  вятичей события, происходящие в Ростове и Муроме, особо не сказывались. В Кара-Булгаре, после смерти балтавара Светогора начались дрязги. Его сын Габдулла Джилки вынужден был переселиться в Волжскую Булгарию. В дальнейшем младший сын Габдуллы Алмыш стал ханом Волжской Булгарии, а другой сын - Мардан возглавил правобережную автономную часть этого государства, которая в дальнейшем была известна как булгарская провинция Мардан-Беллак.

Мардан, называвшийся еще Ар-Бугой, также как Алмыш пытался воплотить свои династические права в Поволжье. В 885 году он создал царство Эсегель. В него входили территории правобережья Волги: Жигули, Ульяновская область, северная часть Саратовской области и часть Мордовии. А также небольшой кусок левобережья. Но уже через 10 лет он был вынужден войти вместе со своей державой на правах автономного удельного бекства в состав Волжской Булгарии, ханом которой стал его брат Алмыш.

После смерти Алмыша сын Мардана, Хаддад, в результате неудачной попытки в 930 году занять престол Волжской Булгарии, был выбит Газаном (сыном Алмыша) из Мардан-Беллака и убежал на территорию мурдасов (вятичей-батышцев). Гази-Барадж пишет: «Хаддад со своими ближайшими джурами ушел к батышцам. Те, пораженные великолепием одежд и оружия эмира и его воинов, избрали Хаддада своим беком»(108). Не думаю, что главной причиной избрания Хаддада князем вятичей стали его «великолепные» одежды. В глазах разрозненных мурдасских родов Хаддад имел многие достоинства для того, чтобы стать их князем.

Во-первых, он был прямым наследником царского рода Дуло. Гази-Барадж прямо говорит, что русские князья и ханы Волжской Булгарии ненавидели династию Хаддадов за то, что они были принцами крови Дуло: «А сам Хаддад Качкын и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси, как принцы дома Дуло и, значит, претенденты на оба трона, поэтому и те, и другие не жалели усилий для искоренения этой булгарской династии»(109). Хан Булгарии Алмаз (Алмыш) был родным дядей Хаддада. А князь Руси Игорь Рюрикович двоюродным.

Во-вторых, отец Хаддада Мардан властвовал на землях правобережной Булгарии, где жили и мурдасы. Мардан был уважаемым правителем и смелым полководцем.

В булгарской провинции Мардан-Беллак, к которой относились земли по Мокше и Суре, жило значительное количество мурдасов и буртасов. Долгое время между государством вятичей, созданным Хаддадом, и этой провинцией, имевшей в составе Волжской Булгарии значительную автономию, поддерживались тесные политические контакты. Так, рассказывая о подготовке к войне с Хазарией в 964-965 годах, Гази-Барадж пишет: «Но неожиданно в самом Булгаре обнаружилось препятствие к войне с Хазарией в лице Мардана. Беллакские аксакалы опасались, что присоединение Хазарии к Булгару чрезмерно усилит канов и создаст угрозу вольностям Мардана. Поэтому эмир Булат поддерживал тайный союз с Хаддадом и Алып-бием, чтобы в случае чего совместно давать отпор своим неприятелям»(110). Здесь: Мардан - провинция Мардан-Беллак; Булат - правитель (эмир) Мардан-Беллака; Хаддад - князь вятичей; Алып-бий - его сын.

В-третьих, Мардан по крови был близок мурдасам. Как пишет Гази-Барадж: «Мардан был сыном Джилки и мурдаски, а матерью Хаддада была буртасская бика Леклек, поэтому он пользовался любовью и доверием как наших буртасских булгар, так и ульчийских мурдасов, которых называли батышцами»(111). Здесь: батышцы – вятичи.

Сказано, как говорится, вполне достаточно и ёмко.

В-четвертых, на землях, граничащих с мурдасами, усиливалось влиянии Киевской Руси и Волжской Булгарии, что вызывало внутреннюю потребность к объединению мурдасских территорий под единым руководством.

Уверен, что были и другие внутренние причины, о которых приходится только гадать. Среди них можно было бы назвать отсутствие собственного лидера, способного консолидировать мурдасские племена. Поэтому Хаддад подвернулся как нельзя кстати.

Гази-Барадж пишет: «В память о своем бегстве Хаддад назвал себя Качкыном, и его род стали называть Качкынами или Хаддад. Свою столицу, построенную по образцу буртасских городов, он назвал именем своего последнего булгарского пристанища - мензеля Хорысдан»(112). Род Качкынов, это известный нам по русским летописям боярский род Кучковых. Почему боярских? Почему не княжеских? Естественно, Рюриковичи не желали признавать Качкынов, как равных себе по крови по вышеуказанным причинам. Это отразилось на том, что русские летописи в основном молчат о событиях, происходивших на территории проживания вятичей.

О молчании русских летописцев о своих соседях высказывался и Гази-Барадж. Кстати, о событиях, связанных с Волжской Булгарией, русские летописи тоже в основном помалкивают.

В 964 году старый уже Хаддад предложил Святославу Игоревичу помочь ему присоединить к Мурдасии Муром, также населённый вятичами. Гази-Барадж пишет о Святославе: «Этот правитель собрал под свои знамена 20 тысяч садумцев и 50 тысяч балынцев, увлеченных его намерением взять и дочиста разграбить Булгар и Хазарию, и в 964 году взял с ними Джир. Наместник Джира - сын Хума Сып-Гусман бежал в Болгар. Вслед за ним в столицу прибыл и канский улугбек Саин, также изгнанный Барысом. Он сообщил, что Хаддад предложил Барысу помочь овладеть Каном, и улубий тут же взял Кан для батышцев»(113). Здесь: Джир - Ростов; Сып-Гусман - внук Вещего Олега; Саин - внук джуры Караджара; Барыс - Святослав Игоревич; Кан - Муром; батышцы - вятичи.

Ростов и Муром были русскими землями, входившими в подчинение Волжской Булгарии. Удельными князьями этих земель в своё время были Рюрик и Вещий Олег. Хитрый эмир Булгарии Талиб, не желая прямого столкновения с серьёзным противником, заключил со Святославом договор о совместном завоевании Хазарии, по которому булгары признавали Святослава законным владельцем не только Ростовской, но и Муромской земли. Русский князь сразу после этого выбил Алыпа (сына Хаддада) из Мурома. Тот, обидевшись, стал помогать хазарам. Именно тогда Алып написал своё письмо, в котором говорил о происхождении батышцев от мурдасов, ульчийцев и худов, некогда правивших Русью. После разгрома Хазарии Святослав послал своего воеводу, чтобы он наказал Алыпа и воевавших на стороне хазар буртасов. Гази-Барадж пишет: «Мухтасар был центром Хазарской Буртасии, и все хазарские буртасы собрались здесь биться с урусами. Было их всего 10 тысяч, и они храбро встретили врага в надежде на обещанную им помощь батышцев... Однако помощь запоздала, и численный перевес балынцев решил дело в их пользу... Не оставив в Мухтасаре ни одного живого, воевода Барыса Сабан-Кул двинулся на батышцев, успевших отнять у балынцев Кан. Но Алып со своими батышцами и бежавшими к нему буртасами устроил урусам засаду у Хорысдана и перерезал почти все войско Барыса. Сабан-Кул вернулся в Башту в жалком состоянии и всего с двумя тысячами воинов».

Обратил бы ваше внимание, что автор разграничивает буртасов на хазарских и нехазарских. Хазарские буртасы жили в междуречье Дона и Волги. Булгарские буртасы изначально вместе с мурдасами составляли основное население булгарской провинции Мардан-Беллак.

Как видим, битва между войском Святослава и вятичами произошла возле столицы Мурдасии - Коростеня. Булгарский летописец не сообщает, как отреагировал Святослав на разгром своего войска вятичами. Но в русской летописи отмечено, что Святослав быстро отомстил за унижение, покорив своих обидчиков, и наложив на них дань. Это событие датируется 966 годом.

О дани, выплачиваемой вятичами, русские летописи сообщают только по отношению ко времени правления Святослава и Владимира. Видимо в дальнейшем вятичи смогли от неё избавиться.

Государство мурдасов не входило в систему Киевской Руси, у них была собственная династия, способная заявить права на русский престол. Поэтому Мурдасия рассматривалось русскими летописцами как чуждое государство. С принятием христианства на Руси, отношение к государству вятичей омрачилось еще и религиозной неприязнью. Ведь вятичи еще во времена Нестора (начало 12 века) оставались язычниками.

 

Мурдасия. Часть1

Рис. 26. Карта русских княжеств и приблизительная территория Мурдасии в 1054 году

 

Территория, на которой разместилось государство Хаддада, не могла похвастаться выгодным геополитическим положением. Со всех сторон его окружали мощные государства: Хазария, Киевская Русь, Волжская Булгария. Основные торговые пути обходили Мурдасию стороной. Прямого выхода к Волге у вятичей не было, а основные товарные потоки в то время проходили именно по этой реке. Единственным исключением был сухопутный торговый путь из Булгара в Киев, который проходил по южной границе Мурдасии. Такое незавидное политико-экономическое положение страны обусловило ее отставание от соседей, следствием которого стала недолгая история Мурдасии. С востока на ее территорию зарилась Волжская Булгария, прибравшая земли в нижнем течении Оки. Также булгарские ханы неоднократно предпринимали попытки по вовлечению в свою орбиту Муромско-Рязанских земель. Но главным поглотителем территории вятичей были русские княжества. Гази-Барадж пишет: «Долгое время труднодоступность Батыша спасала дом Качкынов. Однако в 964 году Барыс отнял у них Кан, а в 1088 году канские батышцы отняли у Батыша и Кисанскую область. Наконец, в 1112 году Булымер-Карак штурмом взял Хорысдан в отместку за приют, данный Качкынами куманам Шарыхана, и оставил последнему потомку Мардана Хаддад-Шамгуну лишь небольшую часть Кортджака»(114). Здесь: Батыш - Мурдасия; Качкыны - Кучковичи; Булымер-Карак - князь Владимир Мономах; Кортджак - территория между Волгой и Окой.

Поясню. В 964 году Святослав (Барыс) отнял у Хаддадов Муром (Кан-Мурдас) с прилегающими землями. В 1088 муромчане захватили Рязанскую (Кисанскую) область. В 1112 году Владимир Мономах (Булымер-Карак) отобрал у Мурдасии южные территории, выходившие на торговый путь Хорыс-Юлы. В этом отрывке вся информация сопрягается с короткими сведениями «Поучения Владимира Мономаха». В Ходоте, называемом современными исследователями «старостой» мы узнаем князя Мурдасии Хаддад-Шамгуна, а в городе Корьдне - столицу этого государства Хорысдан (Коростень). Владимир Мономах захватил южную часть Мурдасии, отошедшую затем черниговским князьям, в 1112 году. Именно поэтому в следующем 1113 году из Киево-Печерского монастыря к вятичам отправилась группа проповедников во главе с Кукшей.

Гази-Барадж далее пишет: «Потом сын Хаддад-Шамгуна Кучак надумал бежать в Булгар... и также получил прозвище Качкын. У Кучака были сыновья Яхам и Аслан от сакланской бики и дочь Банат от батышки. На ней женился балынский бек Хан-Тюряй и имел от нее сына Кинзяслапа»(115). Здесь: Кучак - Степан Иванович Кучка, последний князь вятичей, в русских летописях боярин; Хан-Тюряй - князь Андрей Боголюбский; Банат - жена князя Улита; Кинзяслап - Изяслав Андреевич (1148-1165).

Как вы обратили внимание, Гази-Барадж называет Хаддад-Шамгуна последним потомком Мардана. Видимо он имел в виду то, что Хаддад-Шамгун был последним князем, реально управляющим Мурдасией. В этом свете становится понятной причина, по которой его сын пытался убежать в Булгар. Вполне возможно, что Степан Кучка уже никогда не был главой государства вятичей. Может именно потому, что Юрий Долгорукий, захватив Мурдасию, сделал Кучковичей своими боярами, русские летописи называли Кучку боярином?

Имя Кучки Степан, упоминаемое русскими летописями, говорит о том, что он был крещён. Крещение могло произойти только после окончательного присоединения Мурдасии к русским княжествам.

Братья Кучки Батыш (Вятич) и Байтуган убежали от «унижения» из Мурдасии ещё в начале 30-х годов 12 века. Видимо уже в конце двадцатых или в начале тридцатых годов Мурдасия практически прекратила своё существование как самостоятельное государство. Очевидно, что начало падению Мурдасии положил Владимир Мономах, уничтоживший в 1112 году старую столицу Хаддадов - Коростень.

 

Конец первой части

Часть2

Примечание: при цитировании ссылка на сайт skolo.ru и автора обязательна

Литература:

101. ПСРЛ. Том 2. СПБ 1908. Стлб. 52-53. С.38-39.

102. ПСРЛ. Том 2. СПБ 1908. Стлб. 69. С. 50.

103. Н.М. Карамзин. История государства российского.Том 3. Глава Х.

104. Н.М. Карамзин. История государства российского.Том 3. Глава ХII.

105. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425-457.

106. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 29.

107. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 29.

108. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 74.

109. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 75.

110. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 98.

Категория: Неизвестная история

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
20 марта 2012 14:50

Валерий

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Именно тогда Алып написал своё письмо, в котором говорил о происхождении батышцев от мурдасов, ульчийцев и худов, некогда правивших Русью


Какие *худы* тогда правили Русью и где они размещались и когда они были?

<
  • Публикаций: 257
  • Комментариев: 1200
  • ICQ:
21 марта 2012 07:52

serpiter

Цитата
  • Группа: Главные редакторы
  • Регистрация: 24.07.2011
 
Добрый день
Прочитайте на данном сайте статью "О природе термина "худ"

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
12 мая 2012 15:38

Володимир Бровко

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Только вот за это автору следовало бы присудить Нобелевскую премию по истории если бы она присуждалась! За разоблачение тысячелетней московской пропагандистской лжи!

Не буду здесь говорить об этимологии слова «Москва». На этом ломают копья уже сотни лет многие и многие исследователи. Скажу только, что город был назван в честь его основателя - Ахада Мосха, который в свою очередь получил это имя за победу на реке Москве

Хотя для С.В. Трусова и есть теоретически такая воможность - ведь Нобель еще предусмотрел, что наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов…

А не есть ли выяснение подлинной истории Московии таким вкладом?

Кто развязал две последние мировые войны, кто погубил 40 миллионов своих граждан, кто свободных граждан в СССр сделал рабами ?

Правильный ответ Москва ее правители и их выдуманная история!

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
12 мая 2012 20:38

Айдын Тарик

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Наро-Фоминск, исправьте, не Нарофоминск.
МурдаСия, если мурдаСы.
Интересно, что у вас кругом кочевники. Пастушеские народы - и это в лесах рязанщины. И переселяются целиком все народы (или как вы их называете, "племена").

Не названия мигрируют вслед за переселенцами, а именнно ЦЕЛЫЕ народы.

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
2 января 2014 17:59

Иван Иванов

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
цитата:
"Ростов и Муром были русскими землями, входившими в подчинение Волжской Булгарии."
Автор явно не в ладах с Русским языком и Русскими летописями.
Во первых никакого БУЛгарского государства не было. Не было никакого города БУЛгара. В летописях зафиксировано БОЛгарское княжество и город БОЛгар который стоит и поныне. Нечего в Русскую историю впихивать татарские камешки. Древний Русский город Казань и древний Русский город БОЛгар. Русская группа R1a оседлого населения прослеживается во всем Поволжье с древнейших времен от каменного века и до нынешних дней. Кто кому подчинялся автору бы не мешало почитать Казанский летописец. От сочинения Трусова С.В. попахивает дикой татарщиной. Он даже не понимает что Болгары это Русские ВОЛГАРИ. Он не знает последнего открытия сделанного академиком Тихоновым В.А. О древнем Великом Русском вале простирающимся от берегов Тихого океана и до берегов Атлантического океана и проходящем в частности и через Волжскую Болгарию.

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
4 января 2014 18:17

Иван Иванов

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Здесь в 930 году возникло собственное государство вятичей.
Я назвал это государство Мурдасией условно, так как никакого его официального названия в летописях не упомянуто.
О государстве вятичей есть сведения в «Гази-Барадж тарихы».

Вот этим самым Вы продемонстрировали свою недобросовестность как историка. Государство Вятичей, нашли тому подтверждение и вдруг с какого-то бодуна вятичей назвали мурдасами. Выдумали несуществующее государство Мурдасию, несуществующий народ Мурдасов. То-есть Вы сознательно запутываете историю не хуже официозных продажных историков. Наполняете историю вымышленными народами и государствами как еврей старающийся запутать и обмануть. Что они всегда и делают.

Теперь перейдем к разбору Ваших следующих подобных жульнических приемов:
Булгары же, вернулись в Восточную Европу после того, как они тысячи лет странствовали от Индии и до Палестины, служа шумерам, персам и другим "продвинутым" народам.

Народа БУЛГар никогда не существовало, были Волгари. Было Волгарское княжество как и по всей Руси с подчинением Великому(большему=старшему)князю. Славянское(Русское) княжество Великая Волгария(тюркское название Болгария) разделили на 2-е части сыновья основателя один остался на Волге другой на Дунае. По обычной практике тех лет наследие делили между сыновьями как и в других Русских княжествах. Вот почему Дунайские Волгари(Болгары) и Волжские Волгари(Болгары) имеют в основе своего языка Русский язык.
Откройте самый большой татарский словарь и Вы увидите что 2/3 слов там имеют Русское происхождение. С ужасными искажениями из-за желания правящей верхушки оторвать Русские земли от Руси.
Пример: Тарелка=тарелке, машина=машине, матрешка=матрушке, смола=сумола и так до бесконечности.

Следующее: Они не служили Сумерам(Шумерам), Перстам(Персам) они возглавляли их, они были организующим началом и они создали эти цветущие цивилизации. А Саманидское серебро в виде монет отправляли на родину в Волгарию за Великий Оборонительный Русский вал 2-ю главную линию. О чем свидетельствуют многочисленные клады за 2-ой оборонительной линией.

Шамса Тебир, предки которого были индусами, всю жизнь занимался переводом древнебулгарских рун (куниг) на арабский язык. Поэтому нет ничего странного в том, что у булгар сохранилась достаточно основательная историография.

Ничего у БУЛГар не сохранилось по одной простой причине что не было такого народа. Был народ Волгари, был народ Вятичи то-есть единый народ Русичи с Русской галогруппой R1a и говоривший на древнем Русском языке Священных Вед(Санскрите) и на котором мы говорим сегодня.
Что можно почерпнуть из перевода с Русского языка Волгарей сделанного индусом на арабский язык, а затем с арабского языка снова переведенный на Русский язык татарином ??? В общем то практически ничего!!! Можно только окончательно замурдасить историю. Что автор и делает сознательно
Автор неправомерно ставить в один ряд Велесову книгу и "Булгарские летописи" таким образом он хочет повысить статус своего источника на котором он развел мурдасию и накрапал столько ложных сведений. У автора не отнять его способности особенно в критике офиц. истории.
Но его недобросовестность определяется очень просто. Он прекрасно знает что в тюркских и европейских языках Русская "В" переходит в татарское евр "Б". Вот откуда Вместо Волгарей появились Болгары. Дальше больше, из Болгар сделали Булгар, чтобы прервать связь с Дунайскими Болгарами и отюречить Волгарей. Сей автор похоже стоит на довольствии у татарского правительства занимаясь фальсификацией истории Поволжья. Подозрения усиливает его позиция объявляющая
Русскую Именьковскую культуру покрывающую практически всю территорию Татарстана тюркской. Это неспроста. Он вероятно выполняет заказную работу против Русских. Возможные центры финансирования такой работы: Правительство Татарстана? правительство Турции? ОбКом в Вашингтоне?

<
  • Публикаций: 257
  • Комментариев: 1200
  • ICQ:
4 января 2014 22:35

serpiter

Цитата
  • Группа: Главные редакторы
  • Регистрация: 24.07.2011
 
Иван Иванов

Какая экспрессия! Какие страшные обвинения! А вот стиль и содержание достоверно выявляют под псевдонимом Вани самого академика Тихонова В.А.

<
  • Публикаций: 257
  • Комментариев: 1200
  • ICQ:
16 февраля 2014 23:13

serpiter

Цитата
  • Группа: Главные редакторы
  • Регистрация: 24.07.2011
 
Иван Иванов

Перегласовка, инфлексия вокалическая, чередование гласных в составе одного и того же корня как средство образования грамматических форм.

Булгар (тат. Bolğar, Болгар, чуваш. Пăлхар) — город Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды

<
  • Публикаций: 257
  • Комментариев: 1200
  • ICQ:
16 февраля 2014 23:28

serpiter

Цитата
  • Группа: Главные редакторы
  • Регистрация: 24.07.2011
 
Иван Иванов

А по существу критических замечаний о Мурдасии и Болгарии возражений нет. Это отрадно.

Что Вы называете критическими замечаниями? Может это:"Русскую Именьковскую культуру покрывающую практически всю территорию Татарстана тюркской. Это неспроста. Он вероятно выполняет заказную работу против Русских. Возможные центры финансирования такой работы: Правительство Татарстана? правительство Турции? ОбКом в Вашингтоне?" Во-первых, неправда с первых же слов. Во-вторых, софистика и порожняя болтовня. Не люблю, но в любом случае оправдываться не собираюсь.
По поводу же Тихонова В.А. - это для кого как. Я знал, что Вы будете польщены.

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
16 мая 2015 20:54

Рамиль Сулейманов

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Ивану Иванову
рус. Караул - тат. Он смотрит
рус. Капкан- тат. Схватил
рус. История- тат. Истарик, дословно Ис- правда Тарик -рассказ
англ.Истарик, дословно Ис- правда Тарик -рассказ
кто у кого содрал?

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
16 мая 2015 21:14

Рамиль Сулейманов

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Ивану Иванову
рус. УРА! = тат. УРА дословно коси, окружай.

<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 365
  • ICQ:
29 мая 2015 13:20

menko2a

Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 4.09.2011
 
скорее всего С.В.Трусова уже нет в живых.
Как известно некрологов в Инете не пишут
Но все его статьи и ответы в виде 6 книг я себе сделал:
1/Индоевропейцы
2/ Варварская европа
3/ Праславянский язык в вандальской европе
4/ Кара-булгария и возникновение киевской руси
5/ Становление киевской руси и завоевание страны вятычей
6/ Вандальская европа и Аттила.
Как редактор все статьи я заполнил рисунками из Инета Эти книги мне дороги ибо там есть ссылки и на меня и ответы и на мои вопросы


toluazz@yandex.ru


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *